Камни пройденных дорог сумел пробить росток

Камни пройденных дорог сумел пробить росток

На прошлой неделе в соцсетях появились фото растений, пробившихся сквозь асфальт на некоторых тротуарах в Атырау.

Официальный представитель ТОО «Атырауинжстрой» Азамат САРСЕНБАЕВ объяснил это явление внутренним давлением клеток, которое в биологии называется «тургор». По его словам, тургор помогает растениям находиться в вертикальном положении и пробивать почву, асфальтное покрытие на тротуаре и другие препятствия для своего роста. Кроме того, ростки имеют определённую форму, способствующую прорастанию сквозь твёрдые предметы. А если росток наткнётся ещё и на какую-то небольшую трещинку, то ему уж точно ничто не помешает увидеть солнечный свет, даже 15-сантиметровый слой утрамбованного основания и 5-сантиметровый слой асфальта.

— Все работы были выполнены по проекту, согласно которому толщина утрамбованного основания должна составлять 15 сантиметров, а толщина асфальтного покрытия не менее 5 сантиметров. Эти параметры выдержаны, — написал Азамат Сарсенбаев на своей странице в социальной сети.

А затем компания опубликовала официальный комментарий. Больше всего жалоб на качество асфальта поступило из п. Водниково-2. Дороги в той стороне были сданы в эксплуатацию в ноябре прошлого года. Проект предусматривал строительство 23 км дорог и 22,5 км тротуаров. Покрытие тротуара было уложено из плотного мелкозернистого асфальтобетона типа Б марки II, на битуме 70/100, толщиной 5 см. Перед устройством дорожного полотна и тротуара была проведена вырезка растительного слоя толщиной 15 см. 22 мая этого года при осмотре состояния тротуаров в п. Водниково-2 наблюдается прорастание растительности (верблюжья колючка). Растительность пробила и подняла асфальтовое покрытие на площади 321,5 квадратных метра.

— Для определения причин прорастания растительности было проведено вскрытие конструкции дорожной одежды и земляного полотна на глубину до 1 метра. Обнаружено, что корневая система верблюжьей колючки уходит еще глубже. По своему природному происхождению корни верблюжьей колючки уходят вглубь почти на 20 метров и имеют очень длинные горизонтальные ответвления, что дает растению хорошие шансы для выживания. В природе этот кустарник растет сорняком, и поэтому весьма непросто от него избавиться, потому что это растение — настоящий стоик, способный обходиться длительное время на солнце и без воды. Размножается оно вегетативно, например, из стебля или придаточного корня, — говорится в комментарии.

ТОО «Атырауинжстрой-АИС» выразило готовность произвести ремонтные работы в местах, где проросли растения. То есть вскрыть асфальтовое покрытие и протравить их гербицидами.

Проблема прорастания травы затронула не только Водниково-2. Такая же картина наблюдается по тротуарам в пригородных сёлах Жанаталап-1 и Атырау-1. Но, учитывая, что данные объекты еще не сданы в эксплуатацию, необходимо принять меры по предупреждению прорастания травы при продолжении устройства тротуаров. Такое же может произойти на следующий год на проспекте Бейбарыса, куда согласно проекту завозится грунт для расширения земляного полотна. Напомним, что в прошлом году начались работы по реконструкции этого проспекта. В прошлом сезоне была проведён капремонт участка от железнодорожного вокзала до пересечения с улицей Курмангазы. В этом году работы на Бейбарыса начались с пересечения с улицей Абулхаирхана в сторону мостика на пересечении с Курмангазы. Семена колючки могут попасть в грунт и со временем прорасти.

По мнению специалистов «АИС» эта проблема требует решения уже сегодня. В противном случае в следующем году проспект Бейбарыса тоже «зацветет». Конечно, можно применять химические составы, но, учитывая глубину залегания корней, это может лишь временно решить проблему.

— Изучив материалы и методы борьбы с данной растительностью, можно предложить укладку геомембраны — синтетического полотна, плотного полиэтилена, который очень эластичен, что позволяет уложить его с учетом всех неровностей рельефа. У неё высокая прочность и полная водонепроницаемость. Такие характеристики делают ее универсальным материалом, который применяется везде, где необходима изоляция. Стоимость геомембраны составляет 480 тенге за 1 м2, это на 120 тенге дороже геотекстиля, который применяется при устройстве тротуаров на пр. Бейбарыса. В данном случае геотекстиль как слой играет роль водонепроницаемой преграды для влаги в верхние слои дорожного полотна. Как исполнитель такого рода работ, когда существует риск разрушения асфальтового покрытия под воздействием распространенных в регионе сорных растений, считаем необходимым предусмотреть в будущих проектах методы защиты дорожных конструкций, — предлагают свой вариант дорожники. Но вопрос: пойдет ли на увеличение расходов заказчик — акимат Атырау.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото из соцсетей, azh.kz